05.09.2017

"Роснефть» и итальянская Eni начнут бурение первой разведочной скважины в Черном море в конце 2017 года. «Мы предполагаем, что в конце года начнем бурить на Западно-Черноморской площади», - сказал заместитель начальника промышленной безопасности «Роснефти» Кирилл Ковальский на встрече с сочинскими экологическими организациями. Его слова передает агентство ТАСС. По словам представителя «Роснефти», речь о добыче нефти пока не идет, так как неизвестно, есть ли на шельфе нефтяные месторождения: «Понятно, что речь идет не про один год, а про достаточно длительный период, и в первую очередь это связано с достаточно сложным процессом получения разрешительной документации».

Кирилл Ковальский сказал, что сейчас Западно-Черноморская площадь исследована больше, чем два других черноморских участка — Туапсинский прогиб в районе города Туапсе и Южно-Черноморский лицензионный участок вблизи Сочи.

Западно-Черноморская площадка находится на расстоянии 47−119 км от берега в районе городов Геленджик и Новороссийск. Бурением на площади будет заниматься полупогружная плавучая буровая установка (ППБУ) Scarabeo 9 итальянской компании Saipem. 23 августа она покинула порт Лас-Пальмаса на Канарских островах в Атлантическом океане. По данным навигационного портала Marinetraffic, ППБУ следует в румынскую Констанцу, куда должна прибыть 20 сентября. Там на установке проведут операцию по монтажу буровой вышки. После этого ППБУ отправится к российским берегам. Сейчас Scarabeo 9 находится уже в Средиземном море.

По соглашению об освоении площади с «Роснефтью», подписанном в 2012 году, итальянская Eni полностью оплачивает геологоразведочные работы. В самом проекте итальянцы владеют 33%, остальное принадлежит «Роснефти». По данным российской компании, всего площадь может содержать 1,36 млрд тонн условного топлива. Однако подтвердить их наличие может только поисково-разведочное бурение, которое и будет вести ППБУ Scarabeo 9.

Совместный российско-итальянский проект подпадает под санкции ЕС и требует специальных разрешений итальянских и европейских регуляторов на участие в проекте европейских компаний, использование буровой установки и предоставления услуг по ее работе. Нынешняя же ситуация показывает, вероятно, что все согласования пройдены и санкционные настроения в Европе смягчились. Поэтому начало работы Scarabeo 9 в Черном море может стать неким прорывом в отношениях ЕС и России.

В Сочи тем временем начались протесты. Компания реагирует, объясняя возмущенной общественности, что пока будет вести разведочное бурение, а не добывать нефть. Экологи обвиняют компанию в незаконном получении разрешения на ведение бурения. По информации сочинских экологических организаций, ВИНК получила согласования без проведения всех необходимых общественных слушаний. Они не проводились в Сочи и Новороссийске. Как утверждают представители «Роснефти», бурение было одобрено на встрече с общественностью в Геленджике. Как сообщил журналистам замминистра энергетики РФ Кирилл Молодцов, ВИНК собирается выполнить свои лицензионные обязательства по бурению на шельфе.

Экологический аспект важен для нашей властной вертикали после международного шума вокруг задержания активистов Гринпис, атаковавших в 2013 г. арктическую платформу «Приразломная». После аварии в 2010 г. в Мексиканском заливе на буровой платформе Deepwater Horizon компании BP (один из главных акционеров «Роснефти»), также проводившей глубоководное разведочное бурение и залившей нефтью побережье США, ни одно мировое СМИ никогда не обойдет своим вниманием бурение на шельфе.

Поэтому неудивительно, что «Роснефть», которую журналисты и эксперты уже устали упрекать в информационной непрозрачности, в ответ на акцию экологов в Сочи, начала давать комментарии. От компании на мгновенно организованной встрече с сочинскими экологическими организациями выступил замначальника промышленной безопасности ВИНК Кирилл Ковальский, рассказавший о планах начать в конце года разведочное бурение на черноморском шельфе.

Scarabeo 9 будет бурить на лицензионном участке Вал Шатского Западно-Черноморской площади. В качестве успокаивающего общественность аргумента, был выдвинут обычный для встреч с экологами тезис, что речь о добыче нефти пока не идет, так как неизвестно, есть ли на шельфе нефтяные месторождения. «Пока речь о добыче нефти не идет. Мы ведем геологоразведочные работы. Есть здесь нефтяные месторождения или нет, мы не можем определенно ответить. Для этого мы должны пробурить поисково-оценочные скважины. Работы будут вестись при участии международных экспертов в этой области», — Кирилл Ковальский.

У компании еще два участка, расположенных недалеко от российских черноморских курортов — Туапсинский прогиб (рядом с Туапсе) и Южно-Черноморский лицензионный участок (рядом с Сочи). По словам Ковальского, эти два участка исследованы хуже, чем Западно-Черноморская площадь. Процесс от начала разведочного бурения до добычи, по информации представителя «Роснефти», займет длительное время и потребует дополнительных согласований, а вред особо охраняемым территориям не будет нанесен, так как они находятся далеко от точки бурения. Вал Шатского расположен на расстоянии 47–119 км от берега в районе Геленджика и Новороссийска.

Министерство энергетики России рассказало, что «Роснефть» выполнит все свои планы на всех трех участках. «Компания идет в графике, заявленном в своей программе. Надеюсь, что все состоится успешно… По моей информации, буровая вышла… из порта и идет в сторону Черного моря», — заявил замминистра Молодцов журналистам. У экологов черноморских курортов впереди долгая и «веселая» жизнь в противостоянии с крупнейшей и влиятельнейшей нефтяной компанией России, сажающей министров и использующей в своих интересах всю мощь силовых органов страны. В мае этого года Росприроднадзор выдал компании «Шатскморнефтегаз» (совместное дочернее предприятие «Роснефти» и Eni) положительное заключение госэкоэкспертизы сроком до конца 2020 г. СП зарегистрировано в Люксембурге.

Сдержать этот черноморский прорыв «Роснефти» могут только санкции. Глубоководное бурение является подсанкционным как со стороны США, так и Евросоюза. Видимо, компания Eni, хранящая пока молчание, получила специальные разрешения от ЕС и итальянских властей на продолжение сотрудничества с российской ВИНК в этом направлении. Согласно подписанному с «Роснефтью» соглашению в 2012 г., Eni финансирует проведение геологоразведочных работ. Итальянцам в проекте принадлежит 33%. Ресурсный потенциал участка оценивается «Роснефтью» в 1,36 млрд т у. т. Бурение будет вестись на глубине воды 2,2 км.

По контракту, подписанному с Eni в мае этого года, Saipem будет оплачено бурение одной скважины в Черном море. Средняя цена аренды Scarabeo 9 оценивается в 272 тыс. долларов в сутки. Согласно предварительным оценкам, все работы по строительству скважины на Вале Шатском обойдутся итальянской Eni в сумму порядка 100 млн долларов.

Как мы видим, дело снова в деньгах. ExxonMobil, заключившая аналогичное соглашение по Туапсинскому прогибу, оценивала свои потери в случае отказа от бурения в ближайшее время в 1 млрд долларов. Обе компании уже оплатили значительные объемы геологоразведки на обоих лицензионных участках. Но власти США отказали ExxonMobil в разрешении на бурение в черноморском проекте с «Роснефтью». Но то, что для крупнейшей в мире по капитализации американской компании является мизерными издержками, для Eni -  существенные потери. Кроме того, у компании еще два подсанкционных участка с «Роснефтью» в Арктике: на своде Федынского и Центрально-Баренцевском участке с огромным ресурсным потенциалом.

Глава «Роснефти» Игорь Сечин обещал провести бурение на них в ближайшее время. Не так давно Сечин подписал с главой итальянской компании Клаудио Дескальци соглашение о расширении сотрудничества, закрепивший, по информации «Роснефти», достигнутые ранее договоренности по бурению поисковых скважин в рамках совместных проектов на шельфе Черного и Баренцева моря. Eni заявляет, что после введения первых санкций получила от европейских властей разрешение на разведку, поскольку соглашения были заключены еще до введения санкций.

У Вала Шатского непростая история. Когда-то «Роснефть» собиралась осваивать его совместно с американской Chevron, но та вышла из проекта из-за несогласия с российской ВИНК в оценке потенциальных запасов участка. Еще раньше право на разработку участка принадлежало опальной компании ЮКОС, но в 2007 г. лицензия перешла «Роснефти».

https://eadaily.com/ru/news/2017/09/04/sankcionnyy-proekt-v-chernom-more-rosneft-i-eni-nachnut-v-dekabre

http://neftianka.ru/sankciyam-na-zlo-scarabeo-9-idet-v-chernoe-more/

Все новости...