08.11.2021

Нашей стране необходимо резко повышать эффективность управления восстановлением жизнеобеспечения, иначе она окажется уязвимой перед масштабными техногенными и природными катастрофами. Об этом заявляют директор Института экономических стратегий (ИНЭС) Александр Агеев и его соавторы на страницах журнала «Экономические стратегии».

По мнению авторов публикации, Россия сегодня находится в сверхкритической ситуации, то есть в состоянии, когда ключевые профили жизнеобеспечения оказались, по сути, за пределами критического уровня управляемости. Справедливости ради стоит сказать, что с подобной проблемой столкнулась не только наша страна и не только на примере пандемии COVID-19. Скажем, летняя катастрофа в Германии, вызванная сильным наводнением, наглядно показала, насколько институты жизнеобеспечения не готовы к потрясениям такого рода. Россия довольно успешно справляется со многими чрезвычайными ситуациями. Однако в случае более тяжёлых катастроф, когда жизнеобеспечение, несмотря на множество неопределённостей, придётся восстанавливать быстро и в значительных объёмах, действующая система управления может захлебнуться. Между тем, по разным прогнозам, вероятность больших катастроф - новых эпидемий, землетрясений, падений метеоритов и т.д. – в последнее время значительно возрастает. Это означает, что управление экономическими, ресурсными, техническими, социальными и другими параметрами должно быть эффективным, и подобные процедуры должны быть не только заложены в контуре управления, но и отражены в бюджете.

Можно ли подготовиться к катастрофе?

Как считают авторы статьи, для подготовки системы госуправления России к критическим ситуациям необходимы следующие меры. Во-первых, нужно повысить эффективность управляющих воздействий государства на органы власти и хозяйствующие субъекты разного уровня, обеспечивающих устойчивую и слаженную работу. Во-вторых, необходимо понять, какие риски для экономики несёт разрушение кооперационных и других связей вследствие катастрофы. Особо следует выделить отдельные сектора, например, в энергетике – генерацию и распределение энергии и тепла. В-третьих, при оценке рисков важно учесть возможное поведение других стран и предполагаемые последствия этого поведения.

Затем следует определить сферы экономики, нуждающиеся в первоочередной государственной поддержке в период катастрофы и восстановления. При этом не лишним будет обобщить, систематизировать и адаптировать к современным условиям опыт Советского Союза – например, в период массовой эвакуации крупных предприятий в период Великой Отечественной войны или во время перемещения объектов промышленности из зоны Чернобыльской катастрофы.

Как должны работать в чрезвычайных условиях информационные и энергетические системы?

Прежде всего, нужно предусмотреть возможность автономной работы таких систем, поскольку в период катаклизмов возможны различные сбои, каскадные отключения и так далее. Авторы публикации предлагают ввести своего рода кластеры, каждый из которых сможет работать и восстанавливаться в автоматическом или ручном режиме. Здесь будет уместно применение так называемых «мультиагентных» технологий, то есть децентрализованных систем адаптивного управления.

При необходимости каждая из таких систем сможет на основе анализа различных технико-экономических данных разработать собственный сценарий работы: например, принять решение о замене оборудования или перераспределении ресурсов.

Что нужно делать на пострадавшей территории?

Первое и главное: для управления процессами восстановления нужно создать соответствующие механизмы на всех управленческих уровнях. Кроме того, важно обеспечить все технологические зоны ресурсами, при этом оптимизировать тарифно-ценовую нагрузку на потребителей ресурсов.

Обязательно оперативно запустить программу комплексного анализа угроз возникновения критических ситуаций, разработать соответствующие рекомендации и заложить их в среднесрочные планы развития инфраструктуры. В них должны быть учтены запасы, резервные поставщики, запасные транспортные пути и системы энергоснабжения, а также просчитана возможность переброски ресурсов и замены сетей энергоснабжения.

Не менее важно обеспечить защищённость вычислительных центров, сохранность и доступность данных, наличие резервных каналов и систем связи.

Разумеется, сотрудники органов управления федерального уровня должны иметь постоянный доступ к данным о текущей ситуации на месте катастрофы.

Как управлять энергоснабжением?

Авторы публикации предлагают создать информационную систему моделирования воздействий на электро- и теплосетевое хозяйство в обычных и чрезвычайных условиях. Эта система должна использовать элементы искусственного интеллекта, в том числе технологии на основе нечёткой логики.

Предполагается, что система будет учитывать огромное число связей и факторов и эффектов: от обычных до чрезвычайных условий, от недостатка ресурсов до наводнений, пожаров и температурных аномалий, от хакерских атак до технических сбоев. Эта система должна уметь замещать отключившиеся сегменты и объекты, разрабатывать новые оптимальные маршруты, отслеживать запасы, вовремя извещать руководство об изменениях.

Кроме того, стоит учитывать такие негативные факторы, как взрывной рост цен на ресурсы, скачки курсов валют и многие другие, вплоть до банкротства системообразующего банка.

Наконец, важно понимать, кто и по какой схеме будет принимать решения в случае внезапного отсутствия управляющих органов или их бездействия. Например, как следует вести себя руководителю энергетической компании, который не имеет возможности оперативно собрать совет директоров.

* * *

Иными словами, чтобы система управления не теряла эффективность в условиях катастрофы и последующего восстановления, нужно уже сейчас задуматься о возможности обеспечить работу в пределах каждого субъекта РФ систем жизнеобеспечения, в том числе изолированную. Готовность перехода на децентрализованное электроснабжение от резервных автономных источников важно регулярно проверять. Параллельно следует обеспечить готовность операторов связи, благодаря которым обеспечивается технологическая связь между объектами, к бесперебойному оказанию услуг.

Примерная модель функционирования экономики в условиях природной катастрофы и в период восстановления пострадавших территорий приведена на рисунке.

Полностью статья директора ИНЭС Александра Агеева, замминистра энергетики РФ Евгения Грабчака и начальника экспертно-аналитической службы Ситуационно-аналитического центра Минэнерго Евгения Логинова опубликована в журнале «Экономические стратегии» №5-2021 под заголовком «Россия в сверхкритической ситуации: управление восстановлением функций жизнеобеспечения для преодоления последствий природной макрокатастрофы».

Источник: https://scientificrussia.ru/articles/rossia-nahoditsa-v-sverhkriticeskoj-situacii-ucenye

Все новости...