12.07.2014

С каждым годом Арктика привлекает к себе все больше внимания. Под ее льдами скрыты гигантские запасы углеводородов, а климатические изменения делают Северный морской путь все более пригодным для судоходства. Между тем правовые вопросы, касающиеся региона, до сих пор не урегулированы. Как учесть интересы внерегиональных государств в Арктике, не ущемляя приоритетные права стран арктической пятерки (США, Россия, Норвегия, Канада и Дания)?

В течение десятилетий Арктика была, без преувеличения, единственным в мире закрытым от других внерегиональных стран районом Мирового океана. Осуществление здесь их морехозяйственной деятельности ограничивали суровые климатические условия и акватория, покрытая льдами. А военно-политическое противостояние времен холодной войны вынуждало арктические государства уделять приоритетное внимание контролю над регионом. Секторальные границы, хоть и не рассматривались советским руководством как государственные, на деле четко обозначали зону ответственности СССР в Арктике.

Ситуация начала меняться в конце 1980-х. Перестройка, политика гласности, конец гонки вооружений стали катализатором того, что Арктику начали во все большей степени рассматривать как зону мира и сотрудничества. Распад СССР и возникновение новой российской государственности привели к тому, что традиционный секторальный подход стал расцениваться как не отвечающий новым международно-политическим условиям.

30 апреля 1982 года III Конференцией ООН по морскому праву была принята Конвенция ООН по морскому праву. 16 ноября 1994 года, через год после сдачи на хранение 60-го документа о ее ратификации, Конвенция вступила в силу. 15 лет потребовалось на подготовку текста и принятие Конвенции и 12 лет на ее ратификацию и вступление в силу. В специальной литературе эту Конвенцию нередко называют "конституцией для океанов". Она состоит из 320 статей, 9 приложений и охватывает почти все вопросы, касающиеся морского пространства и его использования, включая мореплавание и пролет, разведку и освоение ресурсов, защиту морской среды от загрязнения, рыболовство и судоходство. Конвенция регулирует поведение государств в Мировом океане, определяя морские зоны, устанавливая правила делимитации морских границ, права, обязанности и ответственность государств и устанавливая механизм для урегулирования споров.

Внерегиональные страны были заинтересованы в применении ее норм и положений к Северному Ледовитому океану: она предоставляла им права по осуществлению тех или иных видов экономической деятельности как в зонах суверенитета, так и в зонах юрисдикции арктических государств. Зарождавшаяся истерия относительно глобального потепления открывала перед ними еще большие возможности. В перспективе они могли бы получить доступ к освоению пространств и ресурсов освобождавшейся ото льда центральной части Арктики, которая по своему правовому статусу именно в рамках Конвенции могла рассматриваться как район открытого моря со всеми вытекающими отсюда свободами.

Под арктическими льдами предположительно находится до 30% всех не освоенных газовых и 13% нефтяных месторождений. Климатические изменения уже в обозримом будущем позволят выяснить, насколько это верно. Кроме того, пока добыча в этом регионе крайне затратна. Однако таяние льдов постепенно делает разработку недр Арктики все более доступной.

К богатствам Арктика могут быть отнесены не только полезные ископаемые, но и транспортные пути. В настоящее время судоходный маршрут вдоль северных берегов России сложно рассматривать в качестве конкурента маршрутам, проходящим через Панамский и Суэцкий каналы, хотя они значительно длиннее. Так, судно, следующее из Мурманска в Иокогаму через Суэцкий канал, должно пройти 12 840 морских миль. Отправившись Северным морским путем, оно сократит свой путь на 7070 морских миль. Однако сейчас для навигации СМП открыт лишь пару месяцев в году. В остальное время движение возможно лишь в сопровождении ледокола. Однако, по некоторым прогнозам, уже в ближайшие 30–40 лет Северный Ледовитый океан будет полностью освобождаться от льда на лето.

 

Ратифицировав в 1997 году вышеуказанную Конвенцию, Россия взяла курс на использование ее норм и положений применительно к Арктике. Старт битве за Арктику был дан, когда наша страна первой из арктической пятерки подала в 2001 году официальное представление в Комиссию по границам континентального шельфа с целью определить внешние (юридические) границы своего континентального шельфа. Другие арктические государства были поставлены перед необходимостью действовать соответствующим образом, чтобы не проиграть начавшуюся «арктическую гонку», а установка российского флага на дно Северного Ледовитого океана вывела из спячки даже США, долгое время рассматривавшие Арктику как периферийный регион своей внешней политики.

 

 

Все новости...