12.07.2018

Канадская национальная программа по работе с бесхозными и заброшенными рудниками

Добыча полезных ископаемых остается важным элементом экономики Канады вот уже более 100 лет, а разрабатываемое сырье идет не только на удовлетворение внутреннего спроса - оно поставляется по всему миру.

Долгая история горнодобывающей деятельности оставила свои следы - это заброшенные рудники, которые в той или иной степени нуждаются в рекультивации. Такое наследие вкупе с ответственностью за загрязнение окружающей среды, здоровье жителей, социальными и финансовыми следствиями очистки, необходимостью долгосрочного мониторинга и обслуживания - серьезнейшая проблема, стоящая перед властями Канады и других регионов планеты.

Бесхозные и заброшенные рудники можно разделить на те объекты, владельцев которых найти уже невозможно, и те, чьи владельцы финансово не способны или не желают проводить рекультивацию.

В 2002 г. по многочисленным запросам в профильные министерства федерального и местного уровня в Канаде была создана Национальная программа по бесхозным и заброшенным рудникам (англ. National Orphaned/Abandoned Mines Initiative, NOAMI). Руководит NOAMI Консультативный комитет, в который входят представители канадской горнодобывающей промышленности, властей территорий, провинций и всей страны, неправительственных организаций и коренных жителей. Консультативный комитет NOAMI (NOAMIAC) принимает указания от министров горнодобывающей промышленности административных субъектов Канады, а отчитывается о достигнутом на специально созываемой конференции национального значения. Программа финансируется из федерального и местного бюджетов, Горнодобывающей ассоциацией Канады (англ. Mining Association of Canada, MAC) и Ассоциацией старателей и добытчиков Канады (англ. Prospectors and Developers Association of Canada, PDAC); управляется секретариатом федерального департамента Министерства природных ресурсов Канады.

Напрямую очисткой бесхозных и заброшенных рудников NOAMI не занимается - она анализирует законодательные и нормативные условия в Канаде, подготавливает рекомендации по их улучшению. Будучи программой общенациональной, за последние 15 лет организация добилась огромных успехов в своей деятельности, таким образом представляя собой отличный пример, как совместными усилиями можно решать проблему наследия добычи и продвинуться на пути к устойчивому развитию.

Ниже представлены актуальные и будущие проекты NOAMI, а также затронуты вопросы, которые сегодня рассматриваются специалистами этой программы.

Проект возвращения участков добычи

Один из руководящих принципов NOAMI гласит: «Работа по устранению причин появления заброшенных рудников в будущем должна продолжаться, в том числе путем ужесточения законодательных норм». Специалисты установили, что в области регулирования долгосрочного закрытия рудников имеется нормативный пробел, поэтому начали изучать законодательные инструменты и подходы к решению этой задачи во всей Канаде: в будущем необходимо обеспечить, чтобы закрытие всех действующих горнодобывающих предприятий выполнялось должным образом и ни одно из них не приобрело статус заброшенного. Члены NOAMI были всегда убеждены, что нужны четкая законодательно-нормативная структура процессов закрытия рудников, долгосрочная ответственность и возвращение участков добычи под юрисдикцию соответствующего органа власти.

Для достижения этой цели в NOAMI была создана рабочая группа, а в 2010 г. опубликован отчет «Концепция политики Канады в области закрытия рудников и управления долгосрочными обязательствами: методический документ» («The Policy Framework in Canada for Mine Closure and Management of Long Term Liabilities: A Guidance Document»). В первой рекомендации, представленной в данном документе, говорится, что особое внимание следует уделить разработке политики, законодательных норм и процедур, регулирующих период обслуживания и зоны ответственности после закрытия рудников. В 2011 г. с целью подготовить соответствующую стратегию был организован симпозиум «Изучение процессов управления долгосрочными обязательствами и возвращения участков добычи государству» («Exploring the Management of Long-term Liabilities and the Return of Mining Lands to the Crown»). Главный вывод мероприятия можно сформулировать, как необходимость построения алгоритма принятия решений по оценке возможности возращения участков государству, и в NOAMI обратились именно к этому вопросу.

Следующим этапом стало проведение специализированного и состоящего из двух частей исследования «Практические примеры и процесс принятия решений об отказе от права на закрытые участки добычи» («Case Studies and Decision Making Process for the Relinquishment of Closed Mine Sites»), в котором рассмотрены примеры из различных регионов Канады, связанные с отказом от права на участки добычи и указывающие на ключевые вопросы для оценки необходимости возвращения рудника под юрисдикцию государства или оставления его на ответственности компании. Основной рекомендацией, сделанной в рамках исследования, стало: «…в каждом регионе должен быть разработан управляемый, понятный и свободный процесс отказа от права с описанием неприемлемых для этого условий. Прежде чем это будет сделано, планирование закрытия подготавливается на основе принципа «проектирование в расчете на закрытие». Предполагается, что будет принят и адаптирован более дальновидный подход, основанный на принципе «проектирование в расчете на отказ от права» [Cowan, Mackasey and Robertson, 2013].

Исследование предлагает на суд органов власти и промышленности пятиступенчатый метод оценки того, должен ли участок добычи быть возвращен государству.

1. Подача заявки. Обеспечение того, что претендент, желающий отказаться от права, соответствует поставленным условиям, например: план закрытия рудника выполнен; соблюдены (или почти соблюдены) цели использования земли при закрытии и после него; среда участка физически и химически стабильна; выполнены условия разрешительных документов (либо они переданы государству). Все заинтересованные стороны, в том числе коренные жители, должны быть уведомлены о подаче заявки на отказ от права.

2. Оценка участка. Оценка технических и местных условий на предмет определения эффективности рекультивации участка, соблюдения нормативно-правовых требований по закрытию рудника, а также будущему использованию земли. При исследовании необходимо учитывать любые результаты промежуточного контроля.

3. Долгосрочная работа. Анализ требований по долгосрочному контролю, обслуживанию или финансированию рекультивационных работ, а также дополнительных затрат. На случай непредвиденных ситуаций квалифицированными специалистами проводится исследование рисков, подлежащее экспертной оценке. Данный аспект имеет большую важность, поскольку в том случае, если финансовые требования, связанные с отказом от права, слишком высоки, участок может быть оставлен под ответственность претендента.

4. Финансирование. Определение видов деятельности, нуждающихся в финансировании, анализ соответствующих расходов, методов управления средствами (все денежные средства предоставляются претендентом на отказ от права).

5. Реализация. Когда отказ от права на участок в пользу государства согласован, соответствующий орган власти должен подготовить систему управления средствами, обеспечить, чтобы производился мониторинг и обслуживание участка, вся работа была поставлена безопасно. Кроме того, должны иметься протоколы действий в чрезвычайных ситуациях.

Помимо перечисленного выше, следует понимать, что отказ от права может быть невозможен, если экологические, социальные, политические или финансовые риски и издержки слишком высоки. Данный процесс достаточно незамысловат, если речь идет о полностью рекультивированном участке с физически и химически стабильными условиями, не требующем контроля или обслуживания. В обратном случае отказ от права приобретает более сложный характер: долгосрочный мониторинг и обслуживание производятся за счет компании-добытчика, управление всей деятельностью ложится на плечи местных властей или ведомств.

Корректировка пунктов 1 и 2 была закончена в 2015 г. вместе с публикацией отчета «Главные критерии эффективного долгосрочного надзора за закрытыми, бесхозными или заброшенными рудниками и участками разведки» («Key Criteria for the Effective Long-term Stewardship of Closed, Orphaned/Abandoned Mine and Mineral Exploration Sites»). В нем обсуждаются основные аспекты предварительной оценки условий на закрытых, бесхозных или заброшенных рудниках и участках разведки в Канаде, а именно: физическая стабильность; химическая стабильность; состояние здоровья, угрозы безопасности населения; экологические угрозы; угрозы экосистемным услугам (понятие, отображающее многообразие отношений человека с географическим пространством; в контексте концепции устойчивого развития экосистемные услуги выступают как механизм активной адаптации человека к окружающей его природе. - прим. переводчика).

Данные критерии были разработаны таким образом, чтобы их можно было эффективно использовать на местах правительственными агентствами, организациями коренных жителей, неправительственными организациями, местным населением и общественностью. Это позволяет каждому заинтересованному в процессе человеку получить информацию о состоянии участка, имеющихся проблемах, составить предварительную оценку степени риска, необходимости последующей рекультивации и эффективного долгосрочного обслуживания. В указанном выше отчете представлена примерная форма составления резюме о различных особенностях на примере широкого спектра участков. Все это помогает идентифицировать, документировать и оценивать возможные риски в каждом конкретном случае.

В 2016 г. пункт 3 вырос до полноценного проекта. В декабре в дополнении отчета от 2015 г. было представлено исследование «Бесхозные и заброшенные рудники: определение рисков, оценка затрат и долгосрочное управление» («Orphaned and Abandoned Mines: Risk Identification, Cost Estimation and Long-term Management»), предназначенное для того, чтобы помочь пользователям в формальном документировании и оценке следующего:

- Степени риска, обусловленного опасностями конкретного бесхозного или заброшенного участка добычи, с точки зрения необходимости рекультивации (или в некоторых случаях будущей рекультивации).

- Методов анализа стоимости рекультивации.

- Ожидаемых типов издержек и источников финансирования долгосрочного управления бесхозным или заброшенным участком добычи после того, как в процессе мониторинга установлено, что рудник подходит для передачи под юрисдикцию определенного ведомства.

Долгосрочное управление бесхозными, заброшенными, а также закрытыми рудниками предполагает широкий спектр различных видов деятельности, в зависимости от пострекультивационных условий на участке, а также имеющихся факторов риска. К основным элементам такой программы можно отнести информационное обслуживание, мониторинг и обслуживание объекта, реагирование на непредвиденные ситуации, разработка механизмов ограничения будущего использования земли.

Лишь в нескольких регионах Канады (да и мира) существует формальная ведомственная структура контроля за обеспечением долгосрочного надзора после того, как было установлено, что участок подходит для передачи государству. В отчете от декабря 2016 г. приведены возможности финансирования такого надзора, приведено описание и характеристика Ведомственной программы контроля (англ. Institutional Control Program), разработанной в Саскачеване, в качестве примера подхода к долгосрочному управлению и финансовому обеспечению.

Сегодня NOAMI изучается вопрос дальнейшей проработки ряда аспектов, в частности: обновления отчета («Рекультивация заброшенных рудников в Канаде: инструменты поиска финансирования» («Rehabilitating Abandoned Mines in Canada: A Toolkit of Funding Options») от 2006 года, в котором рассматривался этап 4; а также проведение исследования, посвященного этапу 5. Целью последнего станет анализ передовой мировой практики в разработке, функционировании и финансировании формальных систем (или институтов) долгосрочного управления бесхозными или заброшенными рудниками.

Все вышеупомянутые публикации можно найти по адресу: www.abando-ned-mines.org/en/document/publication

Реестр бесхозных и заброшенных рудников в Канаде

С момента своего основания в NOAMI осознают необходимость создания общенационального реестра бесхозных и заброшенных рудников, который объединил бы в себе отдельные базы данных местных и федеральных властей в различных регионах Канады.

Степень детальности и завершенности реестров бесхозных и заброшенных рудников варьируется от региона к региону. Основная задача NOAMI состояла в разработке единого стандартизированного и комплексного списка, основанного на плюсах отдельных компонентов, предоставляет простой и сетевой доступ к данным из различных районов страны, ускоряет пополнение более подробными сведениями в будущем. Базирующийся на веб-технологиях подход используется повсеместно и дает пользователям ссылку на исходный источник данных. Сайт NOAMI (www.noami.org), запущенный в начале 2017 г., содержит интерактивные удобные в использовании карты с указанием бесхозных и заброшенных участков добычи в тех регионах Канады, которые участвуют в поддержке реестра. В то же время не прекращается работа по добавлению информации по прочим районам страны.

Пользователи сайта имеют возможность познакомиться с определениями, используемыми при отображении данных из реестра NOAMI, различиями и особенностями баз данных из разных регионов. Партнеры и члены NOAMI продолжают снабжать жителей Канады информацией относительно бесхозных и заброшенных участков добычи, способствуя принятию взвешенных и понятных решений, экономичному планированию и надлежащей рекультивации.

Будущие проекты

В NOAMI выделили круг новых проектов, которыми организация займется в течение ближайших нескольких лет:

- Подготовка практических примеров с анализом того, какое влияние различные аспекты оказывают на целостный подход к работе с бесхозными и заброшенными рудниками. К данным аспектам можно отнести механизмы финансирования, законодательную базу, оценку риска, участие местного и коренного населения.

- Исследование влияния климатических изменений на инфраструктуру бесхозных и заброшенных рудников.

- Эффективные долгосрочные программы контроля и обслуживания на бесхозных и заброшенных рудниках в свете климатических изменений и других социальных, экономических и экологических проблем.

- Изучение практики учета климата при составлении планов закрытия рудников.

- Исследование законодательных инструментов и политики по надлежащему закрытию рудников в Канаде, обеспечивающих, чтобы в будущем они не приобрели статус заброшенных.

- Изучение влияния «зеленых» рабочих мест на очистке бесхозных и заброшенных рудников.

- Анализ передовых практических стандартов рекультивации бесхозных и заброшенных рудников, а также, возможно, проведение симпозиума для демонстрации нескольких реальных примеров.

- Установление связей NOAMI с другими организациями и программами с целью обмена интересующей информацией.

NOAMI -  это пример уникального многостороннего партнерского подхода к решению сложной проблемы национального значения. С момента своего появления специалисты NOAMI сделали существенный вклад в изученность бесхозных и заброшенных рудников в Канаде и разработку способов их устранения. Была проделана большая работа, и успехи этой организации получили признание и одобрение как на местном, так и на международном уровне. Мы надеемся, что так будет продолжаться и в будущем.

Keith Cunningham, старший аналитик по промышленности, министерство экономики Саскачевана (Канада)

Перевод с англ.: Верхозин С.С., АО «Иргиредмет».

Источники:

https://www.ausimmbulletin.com/feature/canadas-national-orphanedabandoned-mines-initiative/

https://zolotodb.ru/news/11779

 

Все новости...