15.01.2014

30 декабря 2013 года опубликован и вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28 декабря 2013 г. № 406-ФЗ (http://www.rg.ru/2013/12/30/oxrana-dok.html). Этот закон вносит, пожалуй, самые серьезные поправки в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» с момента его принятия в 1995 году. Cпециалисты и эксперты некоторых природоохранных организаций констатируют, что эти изменения продолжают линию на ослабление природоохранного законодательства, начатую в середине 2000-х годов и несут серьезную угрозу существующей уже почти 100 лет системе особо охраняемых природных территорий (ООПТ) России.

Теперь, с учетом внесенных изменений Законодательство Российской Федерации об особо  охраняемых природных территориях предусматривает возможность создания национальных парков путем преобразования государственных природных заповедников решением   Правительства России при соблюдении следующих условий: наличия положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих указанное решение; представления уполномоченного федерального органа исполнительной власти; принятия указанного решения до 31 декабря 2015 года.

14 января 2014 года Министерство природных ресурсов и экологии РФ на своем сайте разместило сообщение о том, что в соответствии с новыми поправками закон «Об ООПТ» в национальные парки будут переведены не более 7 заповедников. Заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ Р.Р. Гизатулин  отметил: «Истерия представителей Гринпис России, публикуемая в ряде СМИ, пророчащая «разрушение» заповедной системы России в связи с принятыми изменениями законодательства, абсолютно беспочвенна. Подобными тенденциозными критическими замечаниями данная общественная организация встречала и встречает большинство изменений, инициируемых органами государственной власти в данной сфере, в течение последних десяти лет. Пророчества грядущего разрушения сети ООПТ не прекращаются десятилетие, тем не менее, все это время происходит развитие системы – создаются новые заповедники и национальные парки, реализуются амбициозные проекты по сохранению биоразнообразия, специалистами ООПТ проводятся научные исследования, имеющие мировое значение, развивается эколого-просветительская деятельность, осуществляется международное сотрудничество в сфере ООПТ и многое другое».

По мнению Минприроды, принятый закон направлен на совершенствование законодательства в области ООПТ, обеспечение устойчивого развития системы в современных социально-экономических условиях, он позволит повысить эффективность государственного управления в указанной сфере. Необходимость преобразования отдельных заповедников в национальные парки обусловлена исключительно тем, что на территориях нескольких существующих заповедников ведется (в силу исторически сложившихся обстоятельств) многолетняя масштабная рекреационная и иная деятельность, не соответствующая режиму заповедников, но в полной мере адекватная задачам и режиму национальных парков. Р.Р. Гизатулин подчеркнул, что период для преобразования заповедников в национальные парки ограничен 2 годами - до конца 2015 г.
Являясь уполномоченным федеральным орган исполнительной власти, Минприроды России исключает планы масштабного преобразования заповедников в национальные парки.
Как отметил Р.Р. Гизатулин, из имеющихся в России 102 государственных природных заповедников, в число заповедников для преобразования в категорию национальный парк войдут лишь 6-7, их перевод в статус национальных парков объективно назрел много лет назад. Причем среди них нет ни одного, отнесенного к объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО. К числу таких заповедников, например, относятся «Тебердинский», «Столбы», «Командорский» и др.

Тебердинский заповедник (Республика Карачаево-Черкесия) - создан в 1936 г., его территория частично захватывает известнейший горный курорт Домбай. Распоряжением СовМина РСФСР от 04.06.1971 № 1137-р было разрешено «дополнительно использовать 102 га территории заповедника под горнолыжные трассы и канатные дороги», без изъятия этой территории из состава земель заповедника. В существующем Положении о заповеднике в его границах выделена рекреационная территория площадью 102 га. В настоящее время здесь действует 7 канатных дорог, сеть бугельных и 5 альпинистских маршрутов. В целом эти участки в год посещают 700 тыс. человек (катание на горных лыжах, экскурсии с подъемом по канатным дорогам, альпинизм).

Заповедник «Столбы» (Красноярский край), организованный в 1925 г. по инициативе жителей Красноярска. На территории заповедника (граничит с пригородами г. Красноярска) выделен «туристко-экскурсионный» район. Ежегодно его территорию посещает около 300 тыс. человек. В рамках существующего правового поля эта деятельность не соответствует режиму заповедника, но отвечает задачам национального парка.

Заповедник «Командорский» (Камчатский край), созданный в 1993 г. и изначально проектировавшийся с включением в его состав зоны, где допускаются традиционные виды природопользования местного населения – алеутов, коренного малочисленного народа Дальнего Востока: охота, промысел водных биоресурсов, сбор яиц морских птиц. Кроме того, северная часть о. Беринга включена в состав заповедника без изъятия земель: действующее законодательство допускает такой подход в отношении национальных парков, но не в отношении заповедников. В рамки существующего правового поля заповедник с таким режимом не вписывается.

Тем не менее, Гринпис России провел детальный анализ внесенных в Закон «Об ООПТ» поправок, установив, что теперь статус любого заповедника (а не 6-7, как уверяют в Минприроды) может быть понижен до статуса национального парка.    Высказано и недоверие к институту государственной экспертизы. По мнению Гринпис, в последнее время государственная экологическая экспертиза одобрила многие проекты, разрушающие ООПТ. Это и дорога к планируемой правительственной резиденции в заказнике «Большой Утриш» (заключение экспертизы отменено судом), и дорога через территорию Кавказского заповедника, Сочинского национального парка и Сочинского заказника к так называемой «метеостанции», а на самом деле - правительственной резиденции «Лунная поляна» (по заявлению Гринпис рассматривается в органах прокуратуры), и линия метро через природно-исторический парк «Битцевский лес» (также оспаривается в суде). Поэтому надеяться на экологическую экспертизу, увы, нельзя. Гринпис России настаивает на том, что сохранение российских заповедников должно обеспечиваться законами, а не обещаниями чиновника.

http://www.mnr.gov.ru/news/detail.php?ID=132217

http://www.greenpeace.org/russia/ru/news/2014/15-01-so-what-minprirodi/

Все новости...