16.07.2021
Еврокомиссия опубликовала первые официальные предложения по введению в ЕС трансграничного углеродного регулирования (ТУР). Документ опубликован на официальном сайте ЕК 14 июля 2021 г. План ЕК (Fit-for-55) включает пакет законодательных актов в области климатической, энергетической, сельскохозяйственной, транспортной и налоговой политики ЕС. Это развитие зеленого курса ЕС, согласно которому к 2050 г. в рамках стремления к углеродной нейтральности страны Европы станут климатически нейтральными, то есть их выбросы CO2 в атмосферу будут сведены к 0 или компенсированы. И это стоит денег.
Нынешние меры призваны обеспечить сокращение к 2030 г. выбросов парниковых газов как минимум на 55% по сравнению с уровнем 1990 г. и до 0-ого уровня к 2050 г. Ключевые меры предусматривают:
- реформирование углеродного рынка ЕС,
- ужесточение требований по выбросам для транспорта,
- повышение налогов на моторное топливо,
- поддержка сектора возобновляемой энергетики и использования водорода,
- меры стимулирования устойчивого лесопользования и сельского хозяйства.
Одним из ключевых пунктов реформы является введение механизма ТУР, предусматривающего взимание сборов с импортируемых ЕС товаров в зависимости от их углеродного следа.
В рамках 1-ого трехлетнего этапа реализации ТУР, который стартует в 2023 г., сборами будет облагаться импорт стали, цемента, удобрений и алюминия.
Изменения в регулировании пока распространяется только на прямые выбросы, образующиеся в процессе производства импортируемой продукции, но впоследствии оно может быть расширено и на другие виды выбросов, в т.ч. косвенные, от потребления энергии.
Компании, экспортирующие эти товары в ЕС, должны будут предоставлять собственные данные о выбросах, заверенные независимым сертифицированным в ЕС верификатором,
или использовать базовые значения эмиссии, определенные ЕК.
Предполагается, что цена 1 тонны СО2 будет равна средней цене, определяемой на аукционах в рамках системы торговли квотами на выбросы ЕС.
Власти ЕС, фактически, вынуждают страны, экспортирующие сырье и материалы с углеродным следом в Европу, вкладываться в сокращение выбросов.
Механизм ТУР предусматривает выравнивание стоимости продукции:
произведенной в ЕС, где вкладываются средства в снижение выбросов CO2 на производстве,
импортируемой из стран, где затраты на сокращение выбросов ниже, а сами выбросы высоки.
Россия как поставщик нефти и газа, угля, металлов и др. вынуждена будет платить налог в ЕС.
Публикация пакета Fit-for-55 запускает процесс его рассмотрения в Совете ЕС и Европарламенте.
Далее начнутся 3-сторонние переговоры Европарламента, Совета ЕС и ЕК, а после принятия пакета начнется разработка подзаконных актов.
Процедуры могут занять до 1,5 лет.
Стремление ЕС снизить выбросы и без углеродного налога впечатляет. Система торговли квотами на выбросы ЕС (ETS) устанавливает цену на углерод и ежегодно снижает предел выбросов в определенных секторах экономики. За последние 16 лет она позволила снизить выбросы в электроэнергетике и энергоемких отраслях на 42,8%. Сегодня ЕС предлагает больше снизить общий предел выбросов и увеличить ежегодные темпы сокращения. Для этого необходимо:
- отказаться от бесплатных разрешений на выбросы для авиации,
- впервые включить морские выбросы в ETS ЕС,
- создана отдельная новая система торговли выбросами для распределения топлива для автомобильного транспорта и зданий.
Предлагается:
- увеличить размер фондов инноваций и модернизации;
- государствам-членам ЕС тратить всю выручку от торговли квотами на выбросы на проекты, связанные с климатом и энергетикой;
- установить общую цель ЕС по удалению углерода естественными поглотителями, эквивалентную 310 млн тонн выбросов CO2 к 2030 г;
- к 2035 г. ЕС стремиться к достижению климатической нейтральности в секторах землепользования, лесного и сельского хозяйства, включая также сельскохозяйственные выбросы, отличные от CO2, например, от использования удобрений и животноводства;
- к 2030 году высадить в Европе 3 млрд деревьев;
Поскольку в ЕС на производство и использование энергии приходится 75% выбросов, то установлена цель – к 2030 году производить 40% энергии из ВИЭ.
Годовые цели по сокращению энергопотребления на уровне ЕС:
- увеличить в 2 раза обязательства по энергосбережению для государств-членов ЕС,
- государственный сектор должен будет обновлять 3% /год своих зданий.
Средние выбросы новых автомобилей планируется снизить на 55% к 2030 г. и на 100% к 2035 г. по сравнению с уровнями 2021 г. Все новые автомобили, зарегистрированные с 2035 г., будут без выбросов. Будут расширены зарядные мощности в соответствии с продажами автомобилей с 0 уровнем выбросов, установлены точки зарядки и заправки через регулярные промежутки времени на основных автомагистралях: каждые 60 километров для электрической зарядки и каждые 150 километров для заправки водородом.
Механизм углеродных границ установит цену на углеродные квоты на импорт целевых продуктов, чтобы гарантировать, что меры по борьбе с изменением климата в Европе не приведут к «утечке углерода» за пределы Европы.
Реакция Минэкономразвития РФ на публикацию пакета Fit-for-55
Объем российского экспорта в ЕС, который подпадет под ТУР, - 7,6 млрд долл. США/год (исходя из данных за 2020 г.). Когда механизм полностью заработает, металлы, трубы, удобрения, цемент, электроэнергию можно будет импортировать в ЕС только при условии оплаты каждой тонны выбросов СО2, которая образовалась при их производстве.
Законопроект носит протекционистский характер. Его наибольшая опасность в следующем.
Он не дает четкого понимания всех аспектов расчетов и верификации углеродного следа продукции, а ключевые решения отнесены на уровень подзаконных актов. Складывается ситуация, когда мировому сообществу предлагается поддержать создание прецедента ТУР без понимания реального эффекта и для сокращения эмиссии парниковых газов, и для социально-экономической динамики разных регионов мира.
Тезисы министра экономического развития России М. Решетникова:
- почти 1,5 года, пока проект разрабатывался, коллеги из ЕС заверяли весь мир в том, что буква и дух Соглашения ВТО будут полностью соблюдены, сегодня уверенности в этом нет;
надеемся, что представители ЕС сдержат данные ранее обещания и обеспечат соответствие документа нормам ВТО, РКИК ООН и других международных соглашений;
- рассчитываем на содержательный диалог с коллегами из Еврокомиссии;
- взаимосвязь между предлагаемым ЕС механизмом и борьбой с изменениями климата неочевидна;
- Парижское соглашение по климату гарантирует странам право самостоятельно определять наиболее эффективные для них методы борьбы с изменением климата;
- Рамочная конвенция ООН об изменении климата прямо говорит о том, что меры по борьбе с изменением климата не должны использоваться для ограничения международной торговли,
предложенный ЕК вариант пограничного углеродного сбора во многом дублирует элементы европейской системы торговли квотами, фактически навязывая другим странам регуляторные практики ЕС;подобный подход полностью расходится с основными принципами, закрепленными в Парижском соглашении по климату.
Любопытно, что спецпредcтавитель президента по связям с международными организациями А. Чубайс в январе 2021 г. печалился по поводу ошибки и беспомощности властей, которые не ввели углеродный налог в России. Это позволило бы пополнить бюджет РФ и договориться с ЕС о снятии требования платы в свой бюджет.
Этапы обсуждения углеродного налога в РФ:
февраль 2021 г. - введение трансграничного углеродного налога (ТУН) ЕС может замедлить рост спроса на энергоресурсы - М. Решетников;
апрель 2021 г. - введение ТУН ЕС в 2023 г. несет угрозу российскому экспорту - А. Силуанов;
апрель 2021 г. -ТУН ЕС может нанести урон российским предприятиям-экспортерам в размере 3 млрд евро/год - Минприроды А. Козлов;
июнь 2021 г. - введение ТУН ЕС в 2023 г. несет риски для экономики России - Д. Медведев;
июнь 2021 г. - потери российского экспорта до 2050 г. составят 4 трлн долл США - Г. Греф.