03.05.2016

Россия готова предложить проект переброски пресных вод на территорию Китая. Об этом заявил глава Министерства сельского хозяйства Александр Ткачев на встрече со своим китайским коллегой Хань Чанфу. «Мы готовы предложить проект по переброске пресной воды из Алтайского края России через Республику Казахстан в засушливый Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР. В ближайшее время мы проведем консультации с коллегами из Казахстана по этому вопросу», - сказал Ткачев.

Сейчас образующийся при паводке излишек воды в 70 млн куб. м просто сбрасывается; именно эту воду А. Ткачев хочет продать китайцам, а при совместном развитии инфраструктуры Алейской оросительной системы и Кулундинского магистрального канала (все это бассейн Оби) надеется довести объем до 1 млрд куб. м в год. Казахстан, через территорию которого предполагается поставлять воду, сам претендует на водные ресурсы сибирских рек.

В середине февраля были опубликованы результаты исследования Университета Твенте в Нидерландах, в котором были названы страны, испытывающие дефицит пресной воды. Половина из испытывающих дефицит воды людей живет в Индии и Китае, остальные - в Австралии, Бангладеш, Пакистане, Нигерии, Мексике и на юго-западе США (Калифорния, Техас и Флорида). Россия, Бразилия и Канада, а также Центральная и Восточная Европа дефицита не испытывают.

Странно (и страшно), что предложения о переброски огромных объемов поверхностных пресных вод озвучил министр сельского хозяйства Российской Федерации, в чьи полномочия не входит решение вопросов управления водными ресурсами. Проблемами владения, пользования и распоряжения поверхностными водами занимается Министерстов природных ресурсов и экологиим РФ, Федеральное агентство водных ресурсов и его территориальные органы.

Странно и то, что проект, который способен увеличить площадь обрабатываемых земель в Синцзяне и создать конкуренцию российским сельхозпроизводителям, предлагает профильный министр. Впрочем, возможно, он хочет связать проект с инвестициями в сельское хозяйство Дальнего Востока.

Настораживает и тот факт, что предложение Минсельхоза, в случае его реализации, консервирует ресурсозависимую модель развития российской экономики, базирующейся на торговле природными ресурсами (углеводородами, лесом, теперь вот пресными водами).

Проекты, связанные с перераспределением воды из профицитных регионов в дефицитные, существовали всегда. Они обычно требуют больших ресурсов, сложных инженерных расчетов и оценки экологического воздействия. Все, конечно, помнят советские мегапроекты 1970-1980-х, предполагавшие поворот воды Печоры в Волгу, а Иртыша и Оби – в Среднюю Азию. Они требовали огромных ресурсов, частично начали реализовываться, но были остановлены в 1986 г. после мощной критической кампании и в связи с проблемами советской экономики. В том же Китае реализуется масштабный проект по переброске воды из реки Янцзы на север, в бассейны рек Хуанхэ и Хай. Китайцы уже столкнулись с экологическими проблемами, решение которых требует дополнительных мер и денег.Судя по всему, у российского Минсельхоза нет конкретного проекта. Но ясно, что критики будет много. Казахстан и Китай уже и так забирают воду из бассейна Оби (из истоков Иртыша). Проект транспортировки будет проблемным: если это обычный канал, то большая часть воды буквально уйдет в землю или испарится, если строить трубу, то она окажется очень дорогой, отмечает Евгений Шварц из WWF. Совсем не обязательно, что китайцы согласятся финансировать этот проект. Еще один вопрос - воздействие стройки на окружающую природную среду. В 1980-е гг. экологи предупреждали: переброска рек приведет к их обмелению, массовой гибели птиц, рыбы и животных, утрате сельхозугодий.

Допустимо ли столь бесцеремонное вмешательство в природу?  Конечно, какие-то гидрологические исследования будут проведены и количественные прогнозы сделаны. Но существующие методики качественных прогнозов слабо предсказывают будущий вектор природных процессов. Слабо изучена гидрологическая цикличность водоемов на протяжении больших отрезков времени (например, 150-200 лет). Зато хорошо известны последствия перекрытия  плотинами рек при строительстве гидроэлектростанций, пролива, соединявшего Каспийское море и Кара-Богаз-Гол – последний был превращен в соляную пустыню, ставшую очагом экологическог бедствия (ветер разносил соль по всему региону) и дамбу в 1992 году пришлось взорвать. На наших глазах вследствие нерационального пользования водными ресурсами исчезло Аральское море. В Бурятии наблюдается режим маловодья, Республика находится в засушливом периоде уже 14 лет, обмелели реки, в прибрежных населенных пунктах ушла вода из колодцев.

В сложившейся ситуации предложения Минсельхоза выглядят, по меньшей мере, этически неуместными. Получить китайские инвестиции, проложить в Китай трубу и продать Китаю что-нибудь простое – вот мотив для российских чиновников. Если нефть и газ подешевели и не очень нужны миру, может, купите воду?

http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2016/05/04/639883-vostok-reki

#ПереброскаВодАлтайскогКраяВКитай #МинсельзозПредлагаетПереброскуВодВКитай #ПравовыеПоследствияПректаПереброскиВодВКитай #ЭкологическиеПоследствияПректаПереброскиВодВКитай  #ЭтическиеПоследствияПректаПереброскиВодВКитай #Геоэтика

Все новости...