11.04.2024

Вечером 5 апреля в Оренбургской области началось катастрофическое наводнение, которое затронуло более 12 тысяч домов. Почти восемь тысяч человек эвакуированы. Половодье началось после прорыва дамбы в Орске, под водой скрылась часть районов полумиллионного Оренбурга и другие населенные пункты. Некоторые люди лишились не только своих домов, но и бизнеса - под водой оказались магазины, фермы и конюшни. Эксперты рассказывают о причинах этого природного бедствия.

Михаил Болгов, гидролог, главный научный сотрудник Института водных проблем РАН:

Сказать с точностью до одного дня нельзя, но, по прогнозом Росгидромета, пик этого наводнения в Оренбурге произойдет в ближайшие день-два. Ну и еще недели две как минимум будет продолжаться спад. Вот примерно такую оценку дают в Росгидромете, мы ориентируемся на их прогнозы.

В других регионах возле бассейна Урала тоже идет развитие половодья, оно также экстремально сильное. Населенные пункты, которые попадают в зону затопления, будут испытывать большую нагрузку. Это наводнение захватило огромную территорию — и российскую, и казахскую. И в ближайшие дни ситуация будет еще развиваться.

Главным фактором наводнения в регионе, конечно, стала природа. Но строительство дамб, пожалуй, тоже сыграло свою роль. С одной стороны, они защищают территорию, а с другой, могут немного увеличивать уровень воды на защищаемом участке за счет стеснения русла реки.

Однако то, что пик половодья дошел до Оренбурга, является естественным природным явлением, которое, возможно, было слегка ослаблено тем, что часть стока аккумулировало Ириклинское водохранилище.

В Оренбурге к водному стоку добавились воды из рек Урала и Сакмары, что усилило наводнение. Для Оренбурга разрушенная Орская дамба сыграла минимальную роль, так как она была предназначена для полной защиты Орска от воды.

Однако она не справилась со своими функциями, что привело к огромному ущербу, потому что город не был готов к такому развитию событий

Предотвратить наводнения очень сложно. Это природный процесс, который связан с резким таянием снега, в таких сложившихся условиях с этим сделать ничего нельзя. Можно только защитить отдельные объекты, отдельные города с помощью защитных дамб, что, собственно говоря, и делается.

А так половодье - это биологическая часть нашей жизни. Оно очень нужно и полезно для обводнения поймы, других затапливаемых земель. Если половодья не будет, то тогда наши пойменные массивы просто деградируют, и жизнь заиграет совсем другими красками.

Поэтому бороться надо не с самим половодьем, а с опасными событиями, которые оказывают влияние на населенные пункты, объекты экономики, водозаборы. В общем, на все, что подвержено влиянию воды.

Что сейчас можно сделать? Объявить эвакуацию, предупредить граждан, что идет большая вода, чтобы они уезжали, вывозили ценные вещи

Водоналивные дамбы, которые собирается устанавливать МЧС для предотвращения наводнения, - очень локальное средство и не самое эффективное. В некоторых случаях помогает, но не стоит рассчитывать на чудеса. Что такое водоналивная дамба? Это, простите за бытовую аналогию, резиновая колбаса, налитая водой. Если ее где-то там поместить в узком опасном месте, она, может быть, что-нибудь сдержит. Но и для нее нужна специальная подготовка поверхности. В целом, конечно, это средство только очень оперативного воздействия в небольших масштабах.

Не думаю, что можно говорить о какой-то природной цикличности крупных наводнений. Просто обычно мы говорим, что это редкое событие, которое повторяется раз в 30-40 лет, но это не цикличность. Речь просто о том, что такие явления встречаются не каждый год. То есть не всегда у нас в природе одновременно идет сочетание большого промерзания с большими снегозаносами, это редкость.

Возможно ли полностью предотвратить ущерб от таких наводнений? К сожалению, абсолютно надежных сооружений не существует. Полностью ликвидировать риски невозможно. Можно только говорить о том, что этот риск должен быть сведен к минимуму, а минимум определяется строительными нормами, в которые заложены риски защиты объектов от опасных воздействий. И вся система проектирования, анализа и прогноза опасных явлений рассчитана на то, чтобы предложить мероприятия, которые этот риск доводят до допустимого.

Владимир Тетельмин, гидротехник, доктор технических наук, профессор РУДН, член общественного совета Минэнерго России:

Требуется разработать федеральную целевую программу по предотвращению паводков, которая пересмотрит строительные нормативы защитных сооружений и их количество, а также застройку территорий.

И дело не только в нормативах по строительству дамб. Эти конструкции в общем-то уже существуют тысячи лет, в Китае до сих пор действуют дамбы, построенные более 200 лет назад. И они выполняют свою миссию, держат напор. Дамбы строить человек научился, но надо, чтобы он научился контролировать их состояние, чтобы они не разрушались даже от нормативных, казалось бы, нагрузок. Смешно, когда говорят, что суслик стал причиной ужасной трагедии, из-за которой пострадали тысячи и тысячи людей.

Дамба - рукотворное сооружение. Человек построил, и он же должен отвечать за его работоспособность. Службы для этого есть у нас соответствующие. Если идет увеличение осадков, то нужно смотреть, в каких регионах есть опасность затопления, насколько она велика. Другое дело, что эти службы все прохлопали и прошляпили

Легче не станет, год от года все будет тяжелее. Конечно, это стоит денег. Но если сейчас у нас ущерб только от Оренбуржья составит миллиарды, то дешевле все же разработать такие превентивные меры, чем каждый год получать сюрпризы от природы и от бездействия.

У меня вышла научная статья, в которой говорю о том, какова будет частота и метеорологических, и гидрологических стихийных природных бедствий. Прогнозы построены на статистике, которую собирают страховые компании. У них надежные данные, так как они страхуют эти события и потом выплачивают огромные деньги. По моим прикидкам, сегодня примерное количество метеорологических событий катастрофических, экстремальных - где-то около 400 в год во всем мире. К 2050-му году их количество увеличится на 25-30, а то и 40 процентов. То есть через 30 лет частота их повторяемости увеличится. Сюда входят все метеорологические бедствия (смерчи, ураганы, пыльные бури, снегопады, аномальная жара), не только гидрологические. В сумме человечество ожидает до 900 экстремальных природных катастроф ежегодно к 2050 году.

Источник: https://lenta.ru/articles/2024/04/11/orenburg/

Все новости...